Фильмы, по которым можно изучать философию – это, как романы, по которым можно изучать историю. Романы Вальтера Скотта заменяли его современникам музеи, а Шекспир, например, использовал исторические сюжеты для фактурного контекста (эдакий средневековый Акунин). Однако философское кино и просто интеллектуальное – не одно и то же: в чем разница?
Большинство понимает слово «философия» слишком широко, принимая за философию любое рассуждение за рамками бытовой беседы. Это не философия. Однако сказать, что такое философия на самом деле, сложно. Почти каждый философ имеет собственное определение этого термина. Тем не менее, у всех философов есть одно общее: их концепции объясняют, как устроен мир (есть мнение, что философия пытается «подменить» религию), и это детерминирует основные вопросы философии: «В чем смысл жизни?», «Существует ли Бог?», «Что есть истина?» и т. д. Таким образом, режиссер-философ должен как минимум показать в фильме такую концепцию, или создать собственную. Мало, кто на такое способен. Очень немногие режиссеры настолько хорошо владеют языком кино, чтобы рассуждать в своих картинах на подобные темы.
Например, фильм Алексея Балабанова «Брат 2», где главный герой спрашивает: «В чем сила, брат?», и получает ответ: «А вот в чем! В деньгах вся сила, брат! Деньги правят миром, и тот сильней, у кого их больше!» не имеет к философии никакого отношения. Картина о герое, который разными способами борется с негодяями, преодолевая себя и обстоятельства. Это боевик, который ошибочно причисляют к фильмам с философией.
Для философии необходим дискурс, доказательства. Как любой ученый, философ (ученый или режиссер) должен доказать состоятельность своей концепции. Философское кино – это всегда своеобразная иллюстрация ответа на философский вопрос. Так, картина "Персона" (Persona, 1966) легендарного Ингмара Бергмана – это рассуждение режиссера о смысле жизни, где раскрывается проблема внезапного ощущения человеком одиночества и бессмысленности своего существования. Бергман пытается понять, как жизнь зависит от череды различных обстоятельств, и есть человека над ней контроль. Основная тема творчества Бергмана - человек, оставшийся наедине с собой, и поиски истинных людских взаимоотношений.
Работы американского режиссера Терренса Малика "Древо Жизни" (The Tree of Life, 2010) затрагивает немного иной пласт философских размышлений, более близкие зрителю мотивы философии жизни, проблемы социализации, и извечной проблемы взаимопонимания отцов и детей. Хотя эта тема ближе к социологии, чем к философии, но Малик «отталкивается» от нее, чтобы начать рассуждение об устройстве мира и человеческих отношений. Через призму одной маленькой семьи зритель наблюдает, как протекает жизнь во всех ее подробностях, радостях и невзгодах.
Разговор о философском кино был бы не полным без упоминания итальянского гения Федерико Феллини. Основоположник неореализма в картине "8 1/2" (1963) вникает в суть отношений между автором и его произведением, изображая всю поэтичность и виртуозность творческого процесса режиссёра с его кризисом, нервными срывами, интеллектуальными тупиками и философскими вопросами.
В целом, чтобы отличить философский фильм необходимо иметь хотя бы базовые знания о философии-науке (к сожалению). Тем не менее, вряд ли режиссеры вроде Бергмана и Феллини создавали свои фильмы для того, чтобы их смотрели миллионы. Это произведения искусства. Скажем, ценность «Моны Лизы» Леонардо никак не зависит от того, сколько народу толпитыся вокруг нее в Лувре. Здесь то же самое: философское кино – кино для тех, кто понимает.