Фрик-шоу: косплей изнутри

Их сторонятся или преследуют, их обожают, с ними хотят сфотографироваться или покрестить их, но они не знаменитости. ЭТИ люди везде. Они в костюмах, они в гриме, они – образы, сошедшие с экрана или страниц. Они косплееры
Одни считают, что косплей – это увлечение из разряда «не надо напрягаться», другие – что это просто прикольно и красиво. Но с изнанки картина совсем другая.
Словарик по косплею
Косплей (costume play — «костюмированная игра») — переодевание в костюмы известных персонажей и изготовление таких костюмов. Популярное хобби, сродни маскараду.

Косбэнд
– несколько человек, которые обычно ходят на фесты вместе и продумывают свои костюмы в комплексе.

Канон – соответствие косплеера персонажу, которого он изображает. Герой должен выглядеть, как на фото.

Анимка – культурное времяпрепровождения и общение группы отаку.

Отаку – человек, сильно увлекающийся чем-то. За пределами Японии отаку – человек увлекающийся аниме, мангой и японской культурой (~анимешник).

Аниме – японская анимация. В отличие от мультфильмов других стран, предназначенных в основном для просмотра детьми, большая часть выпускаемого аниме рассчитана на подростковую и взрослую аудитории, и во многом за счёт этого имеет высокую популярность в мире. Аниме отличается характерной манерой отрисовки персонажей и фонов. Издаётся в форме телевизионных сериалов, а также фильмов, распространяемых на видеоносителях или предназначенных для кинопоказа. Сюжеты могут описывать множество персонажей, отличаться разнообразием мест и эпох, жанров и стилей.

Манга - японские комиксы, иногда называемые комикку.
Татьяна Маментьева
У любого косплеера, действующего или прошлого, свой опыт, и этот след остаётся с ним.
История любителя
Настя, 19 лет.
Настя увлекалась косплеем недолго – в общей сложности, четыре года, и как любитель. Но ещё в детстве попросила бабушку сшить ей юбку и матроску. «Так получилась Сейлор-Мун», – смеётся Настя.

Само собой, всё началось с просмотра аниме, признаётся девушка. Потом, когда ей было одиннадцать, она просто нашла в группе «ВКонтакте» по аниме вкладку «Косплей». И нажала. Яркие образы, любимые персонажи – всё это манило девочку. А в 12 лет Настя отправилась на свой первый фестиваль для анимешников. Но идти просто так не хотелось, так что она сделала себе костюм Бейонд Бёздэя из мира манги «Тетрадь смерти». Купила белую кофту, нанесла красные разводы и пятна на неё, сделала начёс, взяла банку джема – и отправилась на фестиваль в таком виде.
BB (Beyond Birthday)/Бейонд Бёрздэй
Принадлежность: персонаж спин-оффа манги «Death Note»/«Тетрадь смерти»
Род занятий: детектив, убийца
Первое появление в амплуа: 2006 год, манга «Тетрадь Смерти – Другая тетрадь: Дело об убийствах ББ в Лос-Анжелесе»
Настя была разной: японской виртуальной певицей, дикобразом из мультсериала, Красной Шапочкой, геймером в постапокалиптическом мире, ниндзей-отступником. Правда, фотографий мало: Настя стеснялась позировать.
Но любой персонаж слишком жёстко ограничивает внешний вид, так что, недолго думая, онаначала ещё и придумывать собственные образы, порой даже совсем странные:
За эти четыре года она побывала почти на всех крупных косплей-фестивалях Рязани, где тогда жила. Однажды ей даже довелось в составе косбэнда выступить в сценке. А как-то её с кем-то перепутали, схватили, потащили в гримёрную и пытались втиснуть в непередаваемый костюм. Потом, правда, отпустили, и даже шоколадку дали в качестве моральной компенсации.

Её не всегда понимали: родители были недовольны, в классе её не очень уважали, её косбэнд однажды ссадили с маршрутки. Иногда ей приходилось отбивать кулаками своё увлечение. Зато как-то так вышло, что её знала почти половина города. И появились хорошие друзья. А Настя хотела заняться косплеем всерьёз, но сначала не хватало денег, а потом она переехала в Москву. Контакты с друзьями оборвались, а никого из анимешников застенчивая Настя не знала в Москве. Да и потом, профессиональные косбэнды выставляют слишком высокие требования (усмехается).

Ей, конечно, жалко брошенного хобби, но Настя точно знает, что косплей дал ей возможность прикоснуться к мечте, повеселиться, перевоплотиться, найти друзей. И эти несколько лет веселья и безумства никуда не уйдут.
Персонажи, которых косплеила:
История рядового от первого лица
Настя, 24 года.
«Лет 10 назад знакомая подарила мне на день рождения несколько дисков с аниме. Мне понравилось, потом я начала читать мангу, через какое-то время подсадила на это своих близких подруг, и мы начали ходить на анимки.

В 2008 году пришли на первый для нас фестиваль, эта атмосфера, люди, эта энергетика, нам так понравилось, что на следующий год мы решили принять участие. Было безумно весело подбирать персонажей с друзьями, шить костюмы, придумывать сценки. Позже я познакомилась с другими косплеерами, и вместе с некоторыми из них мы решили создать свой косбэнд. Он был ориентирован в большей степени на танцы. Так мы стали выезжать на какие-то другие фестивали, кроме Воронежа. В первое время мне это действительно нравилось. Родители не возражали, для них это было что-то вроде фрик-шоу или зоопарка, даже делали ставки, сколько я протяну там. Но не буду скрывать, они были рады, когда я все это бросила.

Все начинается довольно просто, но постепенно ты понимаешь, что на самом деле все не так уж и радужно. Допустим, я хочу косплеить какое-то аниме/игру/кино и ищу по знакомым, кто бы хотел принять участие, предлагаю свободных персонажей. Когда примерный состав определен, решаем, что и как будем делать: кто-то костюмы делает сам, кто-то бегает в поисках швеи. И вот, как правило, в последний момент (хотя готовились вроде заранее) все наконец готово, долгожданный день… Волнуешься перед выступлением, и неважно, в какой раз, - всегда ждешь с нетерпением и переживаешь. Когда друзья выступают, сидишь в зале, снимаешь, фотографируешь… а после мы еще долго говорим о том, как накосячили, хотя по сути этого никто, кроме нас-то и не заметил (смеется).

На следующий день - шествие по городу и фотосессия, на которой ты ходишь, как дурак, и тебе не дают 2 метра пройти, все время останавливают: "А можно с вами сфотографироваться?". Или ловят фотографы, заводят в какие-нибудь дебри, где красивые деревья и кусты, а ты мечтаешь только о том, чтобы не переломать себе ноги, потому как обувь зачастую бывает неудобной: кому-то в силу роста нужно, а у кого-то персонаж такой. В общем, мы мило и нервно улыбаемся, ноем, что давит парик, зато в конце, уставшие, но довольные собираемся прийти и на следующий день на выставку-форум, где идет по тому же сценарию. А когда все заканчивается, ты едешь домой и уже думаешь, что будет дальше, какие персонажи. И тут появляются первые проблемы…
С.С. (на фото с зелёными волосами)
Принадлежность: персонаж аниме «Code Geass: Lelouch of the Rebellion»
Род занятий: путешественница
Первое появление в амплуа: 2006 год, аниме «Code Geass: Lelouch of the Rebellion»
После подобных мероприятий косбэнд становится большим, приходится выбирать что-то одно на всех, идти на компромисс, чего люди делать не очень хорошо умеют и хотят. Часто все ругаются, кто-то уходит, приходят новые, и все по кругу. Вообще отношения с косбэндом – достаточно сложная штука.

Первый мой косбэнд – это, по большей части, люди, с которыми я познакомилась на анимке лет 9 назад, там были просто друзья, с которыми мы решили сделать первый косплей. Кстати мы общаемся и до сих пор, а вот с теми, кого я узнала именно благодаря косплею, я общаюсь очень мало и редко, как и в целом с косбэндом – просто «привет-пока» при встрече.

Сначала мне казалось, что нашла там подругу, но…там много личных тонкостей, которые сложно назвать дружбой. Была и небольшая романтическая история, если ее так можно назвать. Но говорить мне об этом трудно. А вообще, могу сказать, что отношения с косбэндом не единственная трудность в косплее.

За то время, что я занималась косплеем, бывало много казусов, и это мягко сказано. В основном, это связано с костюмами, конечно. В первую очередь, все это дорого и со временем дорожает еще больше: раньше платье обходилось в 15 000 за пошив, ткань, парик, обувь и все детали - это выходил вау-вау какой косплей; теперь такая цена выходит без пошива, только за материалы и то, если повезет, а тем, кто сам не шьет, - и того дороже... Даже выбирая бюджетный вариант, уходит 5000 минимум.

Я больше не косплею, но последние 2 года помогаю другу, который решил в это удариться (благо один), только костюм и максимум дефиле. Так на пошив одной мантии в пол ушло 10 тысяч! Это еще бюджетные варианты, люди порой загоняются настолько, что даже думать страшно, сколько это стоит!
Шельма (на фото справа)
Принадлежность: персонаж комиксов MARVEL
Род занятий: супергероиня
Первое появление в амплуа: 1981 год, комикс «Avengers Annual» № 10
Способности: поглощение и копирование чужих сверхспособностей, воспоминаний и жизненной силы
Появление в кино: 2000 год, фильм "Люди Икс". Роль исполняет Анна Пэкуин.
Но все же шить костюм выходит намного выгоднее, чем заказывать готовый. Если заказать в ателье или у знакомой швеи, ты знаешь, что будет, ты это и получаешь, а если заказывать в интернете… кто его знает, что там придет и какого размера, а деньги те же. Хотя и со швеёй проблем немало.

Мне с подругой как-то швея откладывала все до последнего момента настолько, что в я должна была забрать его прям в день фестиваля. Но в день фестиваля она позвонила в седьмом часу утра и сказала, что сделала только один, а второй не успела. Естественно, позвонить всем и отменить выступление я не могла. Пришлось брать подругу и ехать к швее, сидели там полдня, помогали с костюмом, в итоге приехали толком не собранные, благо выступали в третьем акте, почти последние.

А швея была хорошая, не хотелось ее бросать из-за одного неприятного случая. Но вот через год мы вновь идем к ней… и, конечно же, снова сидели с ней и шили полдня костюмы, чтоб хоть как-то выступить. Больше я к ней не обращалась.

Бывали казусы, когда кто-то должен был менять костюм, а то и дважды, но, приехав на место, понимал, что какой-то из них забыл дома. Вызывали такси, ездили, забирали, а что делать! Иногда прям за день-два до выступления (повезет, если после выступления) нам ломали какие-то атрибуты. Мне так сломали меч за день до выступления, а моей подруге в тот же вечер бензопилу. Были еще не очень приятные, но забавные моменты: теряли парики на сцене, или при падении юбка задирается, а поправить нельзя – ты же «умер». В общем, много историй!

После мероприятий судьба костюмов решалась по-разному. Часто перепродаем – зачем хламу лежать. Кто-то сдает в аренду, некоторые оставляют для простых фотосессий или Хэллоуина. Я, например, часть продала, а большую половину отдала друзьям-фотографам – им такое нужно.

Сейчас мне 24, перестала я косплеить в 21. Я ни разу не пожалела о том, что было, и тем более о том, что ушла. Теперь у меня есть море времени на другие увлечения и свободные деньги на концерты любимых групп. Сегодня я тоже беспокоюсь о костюме, но уже о спортивном – не в чем идти на тренировку (смеется). Многих интересует, зачем нам, косплеерам, все это нужно или было нужно.

Что ж, мой друг, которому я помогаю, делает это ради внимания. Все говорят, что он лучший, что он молодец, не дают ему прохода и выкладывают фотографии с ним как с самым шикарным косплеем. Ему и сцена на дефиле нужна на полминуты, чтобы зал увидел и покричал. Возможно, реально кому-то не хватает внимания, а косплей предоставляет отличную возможность потешить самолюбие и познакомиться с людьми-единомышленниками.
Дорсель Кейнс
Принадлежность: персонаж манги «Black Butler»/«Тёмный дворецкий»
Род занятий: кукольник
Первое появление: 2008 год, аниме «Black Butler»Спо
Способности: создание управляемых кукол из живых людей, повышенная стойкость
Мне было интересно встречаться и готовить номер, шить костюм, а потом ходить как царь: тебя все фотографируют, а когда ты выходишь на сцену, все кричат и аплодируют. Я с детства была на сцене, я это любила, а когда пришлось бросить, нашла для себя косплей. Конечно, это не то же самое, но на время подошло.

Хотя изначально я шла в это, потому что просто было красиво, ярко, мило, позитивно, люди были другие, сейчас осталось очень мало тех косплееров. Чем они отличаются? Да не знаю, по сути своей ничем, наверное. В 2008 я приходила как зритель и последние 3 года тоже, поддержать. И если сравнить тот период, было проще общаться с людьми, серьезно. Меньше пафоса, больше улыбок, люди хотели не покрасоваться, а встретиться с друзьями. Возможно, бегая в костюме, я этого просто не замечала. Со стороны смотришь на это по-другому, нежели изнутри. Тогда, в первый раз, я пришла и мне хотелось остаться и влиться. Теперь же просто уйти.

А ушла я во время конфликта (с той «подругой» как раз), давно намеревалась, но конфликт подтолкнул. Тогда я ушла со скандалом, меня вышла остановить одна из, скажем, коллег, и мы долго говорили об этой ситуации. Когда она поняла, что уговаривать бесполезно, что я не вернусь в зал и не буду с ними репетировать, она сказала фразу: «Да ты еще прибежишь назад», потом, что буду просить вернуться или что-то вроде того. Тогда я окончательно поняла, что не вернусь в бесконечные ссоры и ругань, нет, нервы мои гораздо дороже. Взвесив все за и против, бросила все проекты и не стала возвращаться, хотя со многими поддерживаю связь, да и в проекты часто зовут.

Но теперь у меня освободилось время на другие увлечения: 8 лет я откладывала обучение на гитаре и теперь играю; всегда хотела заниматься боевыми искусствами и пошла на капоэйро; в этом году получила первую корду, отдохнула на море… Жить стало проще и интересней».
Персонажи, которых косплеила:
История профессионала
Надя, 20 лет.
В 14 лет героиня отправляется в художественную школу, где знакомится с тусовкой анимешников. Спустя год она решила впервые принять участие в постановке номера для косплей-шоу по аниме «Тёмный дворецкий». В художественную школу попадают разные ребята, и многие из них проходят через увлечение манга и аниме, но каждый сам решает, насколько готов посвятить время этому увлечению. Надя гордится тем, что живёт в Воронеже, ведь именно здесь появился первый официальный по России косплей-фестиваль. Традиционно он проходит в первых числах мая. Вот уже 5 лет Надя занимается косплеем.

До поступления в художественную школу Надя увлекалась комиксами DC и MARVEL. В первый раз на сцену Воронежского театра Оперы и балета она вышла в образе Греля Сатклиффа.
Грелль Сатклифф
Принадлежность: персонаж манги «Black Butler»/«Тёмный дворецкий»
Род занятий: жнец=дух смерти, антигерой
Первое появление: 2006 год, манга «Black Butler»
Способности: сбор душ умерших, их хранение и просмотр, повышенная стойкость
Другие появления: манга «Black Butler»
Первый номер вышел комом. Надя признаётся, что организатор, в первую очередь, должен трезво оценивать возможности своих товарищей по косбэнду, не распаляться на мелочи, даже если восторг зашкаливает. Так как опыта ещё не было, с первым номером возникли проблемы: во время сценки один из актёров, игравший роль Себастьяна Микаэлиса, вообще никогда не выступал на сцене, а роль была внушительная - он попросту забыл слова. На репетициях доходило до совсем забавного: участники косбэнда придумали способ заставить своего товарища наконец-то вспомнить о существовании микрофона – стали методично привязывать руку к шее шарфом.

Но все эти мелочи не испугали её. Новые знакомства, опыт выступления и постановки, развитие хореографических навыков – вот что бесценно. Внимание фотографов и местной прессы тоже льстит. К слову, у девушки есть небольшое медийное портфолио. Кроме косплей-шоу в ходе фестивалей проводят «дефиле-люкс»: это проход участников в костюмах, за этим следуют три статичные позы, отображающие характер персонажа или связанный с ним сюжет из комикса/аниме/манги. Надя признаётся, что достаточно сложно за минутку и три кадра отобразить многосторонний лик своего персонажа, поэтому в основном фокус смещается на показ костюма, как правило, сделанного своими руками. Возможно именно поэтому после первого участия в дефиле она перестала этим заниматься. Или, может, потому, что организаторы, отвечающие за дефиле, слишком деспотично относятся к участникам.

Крафт и шитьё костюмов занимают достаточно много времени. Раньше наша героиня категорично считала, что купленный у чужого мастера костюм уже не даёт той изюминки тебе и твоему образу. Откуда вообще появляется желание мастерить? Всё просто – с детства Надя училась в изостудии, потом были уроки труда в школе – вуаля: теперь её костюмы продаются за приличные деньги и актёры в них занимают первые места (так случилось с проданным костюмом Мистик, путешествовавшем от Воронежа до Минска). Но популярность на покупных костюмах не заработаешь – это факт. Надя признаётся, что человек, вкладывающий всю душу в свой проект, самостоятельно разрабатывающий его от начала до конца, даже внешне отличается от «позёра».

После первого выступления она открыла для себя одну из главных проблем, с которой сталкивается сейчас – это безумное волнение если не за себя, то за других. Любой косяк, даже лежащий на организаторах, может легко выбить почву из-под ног. Организовывать «своих» же косплееров по-прежнему трудно: у каждого свой опыт, своя точка зрения на проект. Споры, скандалы – всё как у людей. Да и самого себя приструнить и заставить честно работать бывает трудновато.

Уход в сторону увлечения американскими комиксами и косплеем этих персонажей Надя аргументирует большим пониманием западной культуры, нежели восточной. В голове сразу возникает знаменитый афоризм: «Восток – дело тонкое». Так среди образов девушки появились легендарные героини вроде Мистик, Малефисенты, Полярис, Звёздного Сапфира или Алой Ведьмы.
Власть костюма теряет свою силу над героиней в повседневной жизни, но не власть образа. Поэтому в основном Надя косплеит тех персонажей, которые обладают какими-то похожими чертами с ней самой, или теми, которыми она хотела бы обладать. Кроме комиксов и аниме она присматривается к персонажам из сериалов и кино.

Романтических историй возникает мало: вроде бы и хобби одно, но… круг общения настолько узок, что здесь как в школе: слухи и сплетни разносятся молниеносно, люди ссорятся на пустом месте. Вот тебе и единство душ и интересов. Всё-таки завести дружбу среди косплееров проще, чем найти любовь. Косплей-сообщество – большая компания знакомых, но и у неё есть неофициальная иерархия: организаторы, друзья организаторов и сами косплееры. И даже если иногда тебе кажется, что взор стоящего перед тобой персонажа суров и презрителен, Надя даёт один совет: успокойся. На самом деле, ребята все мирные и жизнерадостные, просто у каждого из них тоже есть дедлайн, разные подставы и даже конфликты внутри бэнда.

Надя с гордостью говорит о том, что друзья, близкие и родители уважают её выбор довольно-таки необычного хобби. Хотя сперва родители не понимали и даже немного побаивались за дочь, но спустя какое-то время они поняли, что именно увлекает её в косплее. Это помогло семье сблизиться: отец помогает воплощать технические примочки костюма – например, подсветку провести, а мама поддерживает во всех начинаниях. Косплей помог ей, некогда обычной школьнице из среднестатистической гимназии, найти себя, понять, что нравится и чем хочется заниматься. А люди, которые подсмеиваются и не понимают, что она во всём этом находит, обычно рядом с ней надолго не задерживаются. В планах – совмещать хобби с учёбой на дизайнера в архитектурно-строительном университете, путешествия за границу и покорение зарубежных фестивалей.
Персонажи, которых косплеила:
Индустрия косплея в России только набирает обороты. Фестивали захватывают города, манят участников интересными призами и спектром возможностей. За последние пару лет несколько косплееров из России занимали призовые и почётные места во всём мире.

Косплей – детская забава? Как бы не так. Косплей – жестокая игра, которой участники отдают своё время и деньги, силы и фантазию, самих себя. Жёсткие требования косбэндов и стремление быть аутентичным в копировании – испытание для игроков.

И всё же наверняка каждому хоть когда-то хочется надеть костюм своего кумира, не просто чтобы быть на него похожим – чтобы стать им.
Татьяна Маментьева, Ксения Елисеева, Всеволод Селевёрстов
Made on
Tilda