Интервью с учёными факультета журналистики МГУ
в рамках Года науки и технологий 2021



Доктор филологических наук, доцент кафедры теории и экономики средств массовой информации МГУ имени М.В. Ломоносова
Андрей Вырковский
«Благодаря науке я могу комфортно существовать в реальности»
см. научные публикации по ссылке:
https://istina.msu.ru/profile/Vyrkouski/

В науку я попал случайно
Свой карьерный путь я начинал в качестве журналиста. Около семи лет я работал в «Форбсе», «Секрете фирмы», «Московских новостях» и других изданиях. Когда я пришел на журфак, то моей специализацией стала «Деловая журналистика». Я создавал рабочую программу, приглашал преподавателей, смотрел, чтобы все шло хорошо и правильно. И в один момент я обнаружил, что в этой деятельности мне не менее комфортно, чем в той, которой я занимался раньше. А может даже и более. Так сначала я попробовал себя в практической журналистике, а потом ушел в теоретическую.
Мне некомфортно жить в мире, который я не понимаю
Для меня наука, как для человека сугубо рационального, – это способ упрощения реальности, объяснение того, в чем я не разбираюсь. Я понял, что это вид деятельности, который в каком-то смысле снимает последствия моего невротизма. Благодаря науке я могу комфортного существовать в реальности.
Мне особенно интересны два научных направления
Первое связано с медиаэффектами. У меня как у исследователя много вопросов, на которые хотелось бы найти ответы. Почему медийное слово, не обязательно связанное с массмедиа, оказывает влияние на аудиторию? Какого рода это влияние? Почему люди, которые что-то пишут, что-то говорят, вообще воздействуют на своих читателей? Каким образом аудитория реагируют? Что они готовы сделать для своего «кумира»? А вторая сфера моих интересов – это медиаменеджмент. Мне любопытно разобраться в многообразии новых производителей контента, начиная с совсем небольших предпринимательских медиа и заканчивая специалистами, которые создают журналистский продукт для структур, не имеющих отношения к СМИ. Кто эти люди? Какие это медиа? Что они вообще делают? Как они структурированы? Сколько зарабатывают?
Моя задача не удовлетворить собственное любопытство
Мне важно, чтобы результаты моей работы были полезны другим людям. Хочется, чтобы сказали: «Вау! Нам станет легче жить после того, что вы нам рассказали!» И еще было бы здорово, если б заплатили за мои научные открытия кучу денег.
Мне важен фидбэк от студентов
Я должен понимать, какое знание людям нужно, а какое - нет. Что студенты считают интересным, а что – нет? Когда ты совмещаешь исследовательскую и преподавательскую деятельность, то у тебя есть возможность иногда отвлечься от науки и понять, что интересно людям вокруг. Мне кажется, это основное достоинство такой синергии.
Наука не должна вдохновлять
Сложно поймать вдохновение, лишь прочитав труды именитых исследователей. Большинство мотивирующих работ – по большому счету это упрощение для потребителей. Мне, например, нравится читать Талеба и Пикетти. Но они скорее популяризаторы, а не настоящие ученые, поэтому рекомендовать их исследователям было бы странно. А вот с Адамом Смитом стоит познакомиться. Хоть он и серьезный ученый, его книги написаны простым и понятным для широкой аудитории языком.
Мне бы хотелось обладать другими чертами характера
Если бы я был экстравертом и имел более устойчивую нервную систему, то мне бы легче давалось знакомство и общение с большим количеством людей. Но основные личностные качества заложены в нас с рождения - остается лишь смириться с ними.
Ученому должно быть интересно
Если есть интерес, то рано или поздно ты  найдешь верный ответ на свой исследовательский вопрос. Если ты адекватно понимаешь реальность, то ты в любом случае придешь к использованию релевантных методов. Если же тебе безразлична тема твоего исследования, то тебе все равно, какой метод использовать. И ты будешь делать ошибки.
Жизнь – это многообразие возможностей
Я рекомендую всем студентам идти в аспирантуру. Если вы не окончите ее, у вас все равно сложится представление о специфике научной деятельности: ее ограничениях и перспективах. Надо использовать такой шанс!
О личном...
Главное в жизни:
Здесь будет коротко. Семья.
Любимая цитата:
«I have a dream!»
Три книги, которые повлияли на Вас наибольшим образом:
- Библия
- «Братья Карамазовы» Федора Достоевского,
- «Похождения бравого солдата Швейка» Ярослава Гашека

С Библией все ясно. Больше и лучше, чем Достоевский в «Братьях Карамазовых», про Россию и нашу жизнь в целом еще никто ничего не сказал. «Похождения бравого солдата Швейка» - это о том, как можно сохранять оптимизм, когда вокруг все очень-очень плохо.
Если не наука, то…
Пусть будет журналистика. Это единственная сфера, которая дарит хотя бы иллюзию изменения реальности. Говорить о том, что ты хотел бы стать бюрократом и попытаться разработать законопроект – глупо. Говорить о том, что ты хочешь заниматься благотворительностью, но не иметь на это ни денег, ни ресурсов – тоже глупо. Соответственно, мой выбор - журналистика.
Лайфхак, который помогает управляться с делами:
Основной лайфхак в моем возрасте – спать достаточное количество часов. И все. Хороший сон – это прекрасно! Чем меньше спишь - тем больше выгораешь, чем больше выгораешь – тем меньше тебе интересно. Теряешь интерес – начинаешь допускать ошибки. Если у тебя так много работы, которая мешает сну, значит, ее нужно откладывать, а не сон. Иначе зачем тебе заниматься тем, что уже не приносит удовлетворения?
Историческая личность, с которой бы хотели пообщаться:
Я бы пообщался с Гарри Гаррисоном и Мартином Лютером Кингом, задал бы им один и тот же вопрос: «Почему все случилось не так, как вы говорили в 60-х?»
Если бы была возможность что-то поменять в своем прошлом, то
Я бы ничего не поменял. Кто-то еще из советских интеллектуалов сказал: «Мы не можем судить себя молодых. Не можем вернуться в прошлое». Мы тогда были другими. Наши решения принимались эмоционально или рационально, исходя из той ситуации, в которой мы оказались. Поэтому какой смысл в личностном конструировании? Все случилось так, как случилось.
Факультет Журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова
Интервью:
Елизавета Стрига
Фото:
Ксения Резник
Made on
Tilda